«К ШКОЛЕ ГОТОВ!»: КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Какой в норме должна быть речь ребёнка, который готов к школе?
Давайте разберём «ингредиенты» сформированной речи ребёнка 6−7 лет:
Фонематический слух, фонематический анализ: может выделить звук в начале, середине или конце слова.
Просодика (интонационно- выразительный окрас речи: тембр, сила голоса, умение употреблять интонационные ударения, паузы и др.)
Звукопроизношение (правильно произносит все звуки родного языка).
Слоговая структура слова.
Лексика (словарный запас: без труда может выразить мысль, описать предмет или явление, задать вопрос). В речи дошкольника не должно быть незаконченных фраз и предложений.
Грамматика (словообразование, словоизменение, согласование слов в речи и др.).
Связная речь (рассказ по картинкам, пересказ и др.).
Оптико-пространственные представления (правильное использование пространственных предлогов).
Графомоторный навык.
Самостоятельно оценить, насколько сформированы все эти аспекты, родители не могут, поэтому так важно за год до школы пройти с ребёнком логопедическую диагностику.
На что будет смотреть логопед на диагностике?
Умение ребёнка ориентироваться в грамматических категориях:
Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар).
Единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут).
Настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал).
Формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал — нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу).
Нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка).
Предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?).
Обследование связной речи. Может ли ребёнок развёрнуто ответить на вопросы и составить рассказ о себе.
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Есть ли у тебя брат, сестра?
Кто старше (младше)?
Кто еще с тобой живет?
Какая твоя любимая игрушка?
С кем ты подружился в детском саду?
Составление предложений по картинкам. Составление предложений по опорным словам.