Новости

«К ПСИХОЛОГУ НЕ ПОЙДУ!»: О ПОДРОСТКАХ, КОТОРЫМ НУЖНА ПОМОЩЬ

2024-05-21 13:25 Полезная информация Психология

«К ПСИХОЛОГУ НЕ ПОЙДУ!»: О ПОДРОСТКАХ, КОТОРЫМ НУЖНА ПОМОЩЬ

Больно смотреть, как ребёнка раздирают внутренние конфликты, проблемы в общении и прочие подростковые «радости», а все попытки помочь воспринимаются в штыки. Ребенок замыкается в себе, переживает внутри, а его социальная жизнь становится еще печальней.
Или более тяжелый вариант — родители совсем потеряли доверие и эмоциональную связь с подростком. Один конфликт перетекает в другой, и вся семья катится к пропасти в отношениях.

Кажется, вот оно решение — отправить подростка к психологу. Специалиста-то он должен послушать!

Но подросток — это не семилетка, которого можно заинтриговать, увлечь и заманить, куда надо родителю. Что делать, если он отказывается идти?

Спросили «какЗдоровского» психолога Маргариту Моисееву:
Идея отправить подростка к психологу — обычно родительский запрос. Приходится объяснять родителям, что не надо заманивать его на встречу шантажом. Важно, чтобы он сам согласился.
Есть ряд причин, почему подростки отказываются идти к психологу:

«Я не псих. Тебе надо, ты и иди»

Самая популярная отговорка. Объясните, кто такой психолог — специалист не для «психов», а для любого человека, которому надо посмотреть на ситуацию отстраненно и поискать решение. Скажите, что видите сложности подростка со сверстниками, в самооценке, принятии своего тела. Это вовсе не значит, что он какой-то неправильный. Сложности бывают у всех. Но родителю ты полностью не доверишься.

«Не хочу, чтобы родители знали о моих секретах»

Объясните, что психолог хранит тайну. Все, что расскажешь, останется между вами. Единственный случай, когда психолог обязан предупредить родителя, когда речь касается твоей жизни и здоровья. Но прежде он обязательно поговорит с тобой, предупредит, и вы вместе решите, как это преподнести родителям.

«Стыдно за свои проблемы»

Подростку тяжело признаться в проблемах даже себе. У психолога он редко открывается на первой встрече. Иногда нужно три-пять визитов, чтобы он понял — в кабинете безопасно. Психологу не все равно: подростку рады, его слушают. Тогда подросток расслабляется, его подсознание раскрывается. Только когда он видит, что психолог на его стороне, он выполняет рекомендации.
Еще раз подчеркну, родителям важно вести беседу с позиции договоренности, легкой доверительной беседы.
Попробуйте:

  • Заключить с подростком договоренность: походи на 3−5 встреч и посмотри, как оно тебе. Опять же, не за счет шантажа и подкупа! Дайте ему возможность самому принять решение. Но, как мама будьте рядом, даже если откажется.

  • Предложите онлайн-встречи. Бывает, подросток стесняется прийти и общаться с глазу на глаз с незнакомым человеком в незнакомой обстановке.

  • Пообещать (и выполнить), что вы тоже будете ходить, но к другому специалисту. Подчеркните, это не ты какой-то не такой, не у тебя проблемы, а у нас. Мы семья и каждый для нее что-то делает.
Если ни один из этих пунктов не сработал:

  • Начните сами ходить на личную психотерапию. Вы станете по-другому смотреть на ситуацию, которая происходит в жизни вашего подростка. Иначе воспринимать его самого, мужа, маму. Тогда автоматически меняется отношение всего окружения внутри семьи.

  • Придите сами к психологу с запросом, как помочь подростку. Можно один из родителей, а лучше вдвоем. На таких встречах мы разбираем отношения, ситуацию в семье, что в ней происходит, кто из родителей какую стратегию воспитания предпочитает. Бывает, мама мягкая и уступчивая, а папа жесткий, наказывает за все подряд. Получается перекос в воспитании. В таких случаях важно договориться. Возможно, со временем удастся подключить самого подростка.
В моей практике был случай, когда родители провели со мной пять встреч, на которых мы отработали модели воспитания. Они поменяли свою позицию, требования, стали по-другому общаться с подростком и отношения с ним наладились.
Когда удалось уговорить подростка на работу с психологом, все рано 80% успеха терапии зависит от родителей. Они должны знать, как конструктивно, эффективно взаимодействовать с ребёнком.