КАК РАЗВИВАЕТСЯ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПОЧЕМУ ОНО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ
Представьте ребёнка, который не боится ошибаться:
- Который, столкнувшись с задачей, не ищет готовый ответ в телефоне, а начинает рассуждать: «А если попробовать вот так?»
- Который умеет находить выход из неожиданной ситуации, связывать несвязуемое и видеть решения там, где другие видят тупик.
Это и есть креативное мышление — навык XXI века, без которого невозможно быть успешным и устойчивым в быстро меняющемся мире.
Креативность — это не про рисование, музыку и «артистических» детей.
Это умение мыслить по-другому: замечать закономерности, выдвигать гипотезы, пробовать, ошибаться, искать новые пути.
Психологи и авторы знаменитых тестов на креативность Пол Торранс и Элис Пол Торренс определяли её как способность порождать множество идей, находить неожиданные связи и доводить замысел до результата.
А нейропсихологи добавляют: творчество — это «игра» между двумя мозговыми системами — свободной ассоциативной и контролирующей. Именно их баланс позволяет ребёнку не просто фантазировать, а создавать осмысленные решения.
Психологи и авторы знаменитых тестов на креативность Пол Торранс и Элис Пол Торренс определяли её как способность порождать множество идей, находить неожиданные связи и доводить замысел до результата.
А нейропсихологи добавляют: творчество — это «игра» между двумя мозговыми системами — свободной ассоциативной и контролирующей. Именно их баланс позволяет ребёнку не просто фантазировать, а создавать осмысленные решения.
«Креативность — это интеллект, который получает удовольствие»
Альберт Эйнштейн
Из чего формируется креативность:
У детей креативное мышление вырастает не из внезапного «таланта», а из среды и опыта, где можно думать, экспериментировать и ошибаться.
1. Ассоциативное мышление
Когда ребёнок соединяет то, что, казалось бы, не связано.
Например: «пчёлы — это воздушные коровы, они дают мёд».
Чем шире кругозор и богаче словарь, тем активнее «сеть» ассоциаций в мозге.
2. Любопытство и дивергентное мышление
Креативный ребёнок не ищет единственного правильного ответа, а задаёт вопрос:
— А что, если наоборот?
— А какие есть ещё варианты?
Так формируется дивергентное мышление — основа изобретательности.
3. Опыт и знания
Чтобы изобретать, нужно из чего-то складывать. Креативность не живёт в пустоте — ребёнок черпает идеи из наблюдений, книг, разговоров, прогулок, экспериментов.
4. Эмоциональная безопасность
Дети, которых часто критикуют за «глупые идеи», быстро учатся не рисковать.
А без риска нет творчества!
Безопасная атмосфера — когда можно сказать: «А я думаю иначе» — это фундамент для роста креативности.
1. Ассоциативное мышление
Когда ребёнок соединяет то, что, казалось бы, не связано.
Например: «пчёлы — это воздушные коровы, они дают мёд».
Чем шире кругозор и богаче словарь, тем активнее «сеть» ассоциаций в мозге.
2. Любопытство и дивергентное мышление
Креативный ребёнок не ищет единственного правильного ответа, а задаёт вопрос:
— А что, если наоборот?
— А какие есть ещё варианты?
Так формируется дивергентное мышление — основа изобретательности.
3. Опыт и знания
Чтобы изобретать, нужно из чего-то складывать. Креативность не живёт в пустоте — ребёнок черпает идеи из наблюдений, книг, разговоров, прогулок, экспериментов.
4. Эмоциональная безопасность
Дети, которых часто критикуют за «глупые идеи», быстро учатся не рисковать.
А без риска нет творчества!
Безопасная атмосфера — когда можно сказать: «А я думаю иначе» — это фундамент для роста креативности.
Этапы творческого процесса: как рождаются идеи
Любая идея, от детской постройки из кубиков до инженерного изобретения, проходит примерно одни и те же стадии.
То, что выглядит как «игра», на самом деле — модель научного открытия в миниатюре.
Что блокирует креативность
Часто не дети теряют творческое мышление — мы сами его выключаем. Причём с самыми добрыми намерениями.
Вот несколько типичных блоков:
Психологи говорят: чтобы мозг ребёнка «изобретал», ему нужна питательная среда — эмоции, игра, движение, разнообразие.
Вот несколько типичных блоков:
- Страх ошибки. Когда ребёнку говорят: «Нет, неправильно!», он перестаёт пробовать. А ведь ошибки — это часть эксперимента.
- Переизбыток контроля. Пошаговые инструкции, шаблоны, готовые алгоритмы убивают внутренний поиск.
- Перфекционизм. Когда важно не процесс, а результат — ребёнок учится не творить, а угождать.
- Переутомление и стресс. Тревожный, перегруженный мозг не способен на инсайт — ему не до игры.
- Однообразная среда. Если вокруг нет новых впечатлений, нет и новых связей в голове.
Психологи говорят: чтобы мозг ребёнка «изобретал», ему нужна питательная среда — эмоции, игра, движение, разнообразие.
Что помогает развивать креативное мышление
1. Давайте задавать вопросы вместо ответов
Не спешите объяснять:
— «А почему так думаешь?»
— «Как ты это понял?»
Так ребёнок учится строить рассуждения и искать причинно-следственные связи.
2. Играйте в «А что, если…»
— А что, если дома исчезнут стены?
— А если бы у животных были профессии?
Так мы тренируем гибкость мышления.
3. Оставляйте место для спонтанности
Не каждая игра должна «чему-то учить». Свободное рисование, конструирование без цели, эксперимент — всё это питает творческую свободу.
4. Меняйте привычный контекст
Прогулка новым маршрутом, другой способ решения задачи, другой порядок действий.
Мозг любит «новизну» — она заставляет нейронные сети перестраиваться.
5. Цените процесс, а не результат
«Ты интересно придумал!»
«Мне нравится, как ты рассуждал!»
— так формируется внутренняя мотивация — основа настоящей креативности.
Не спешите объяснять:
— «А почему так думаешь?»
— «Как ты это понял?»
Так ребёнок учится строить рассуждения и искать причинно-следственные связи.
2. Играйте в «А что, если…»
— А что, если дома исчезнут стены?
— А если бы у животных были профессии?
Так мы тренируем гибкость мышления.
3. Оставляйте место для спонтанности
Не каждая игра должна «чему-то учить». Свободное рисование, конструирование без цели, эксперимент — всё это питает творческую свободу.
4. Меняйте привычный контекст
Прогулка новым маршрутом, другой способ решения задачи, другой порядок действий.
Мозг любит «новизну» — она заставляет нейронные сети перестраиваться.
5. Цените процесс, а не результат
«Ты интересно придумал!»
«Мне нравится, как ты рассуждал!»
— так формируется внутренняя мотивация — основа настоящей креативности.
Приходите на бесплатный вебинар с Анастасией Гончаровой, педагогом и сертифицированным ТРИЗ-специалистом.
Тема: «Что делать, если ребёнок говорит “Я не знаю”. Учим детей думать как изобретатели».
11 октября в 11:30
На вебинаре Анастасия Гончарова покажет:
Всем участникам подарок — памятка «Как прокачать фантазию у ребёнка, которому сложно ВЫДУМЫВАТЬ»
Интенсив будет полезен:
Регистрируйтесь здесь: https://clc.to/kz.neuro.tw
- как использовать бытовые ситуации для развития мышления,
- какие вопросы помогают детям рассуждать, а не застревать,
- как научить ребёнка видеть варианты и решения — в учёбе, в играх, в жизни.
Всем участникам подарок — памятка «Как прокачать фантазию у ребёнка, которому сложно ВЫДУМЫВАТЬ»
Интенсив будет полезен:
- родителям детей 3−10 лет
- педагогам, которые хотят зажечь любопытство и интерес к поиску решений.
Регистрируйтесь здесь: https://clc.to/kz.neuro.tw
