КАКИЕ ПАРАЗИТЫ ЗАРАЖАЮТ РЕЧЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Если вам кажется, что речь современных детей и подростков оставляет желать лучшего, то… вам не кажется. Общая культура речи сегодня ушла на второй план, а усугубляют ситуацию медийные персоны (блогеры и влогеры), которым дети часто подражают, но чья речь едва ли заслуживает быть образцом для подражания
Какие логопедические проблемы чаще всего возникают у детей сегодня?
- Слова-паразиты (ну, вот, это, так вот)
- Нелинейность речи («прыжки» с одного на другое)
- Хезитации (паузы «эээ», «ммм»)
- Стилистические и лексические ошибки
Как избавиться от убийц речи?
Становление речи — это сложный процесс, на который влияет две группы факторов:
Чаще всего родители обращаются за помощью логопеда именно для коррекции проблем артикуляционного характера: «ставят» звуки, автоматизируют их правильное произношение, тренируют фонематический слух.
Это важно, но правильное произношение — НЕОБХОДИМОЕ, но НЕДОСТАТОЧНОЕ условие успешного речевого развития. И, к сожалению, с появлением чёткого «Р» во многих семьях работа по формированию уверенной и богатой речи заканчивается ровно там, где она только должна начаться.
- биологические: зрение, слух, строение и контроль артикуляционного аппарата
- социальные: благоприятная речевая среда (как говорят окружающие взрослые), условия для стимуляции и развития речи, практика речевого общения
Чаще всего родители обращаются за помощью логопеда именно для коррекции проблем артикуляционного характера: «ставят» звуки, автоматизируют их правильное произношение, тренируют фонематический слух.
Это важно, но правильное произношение — НЕОБХОДИМОЕ, но НЕДОСТАТОЧНОЕ условие успешного речевого развития. И, к сожалению, с появлением чёткого «Р» во многих семьях работа по формированию уверенной и богатой речи заканчивается ровно там, где она только должна начаться.
Как оценить уровень развития речи ребёнка?
Словарный запас
Много ли слов у вашего ребёнка в активном словарном запасе? Легко ли ребёнок подбирает синонимы и антонимы, насколько точно понимает значения абстрактных терминов?
Нормы активного словарного запаса для ориентации:
1 год — 8−15 слов
2 года — знает 250−300 слов, использует около 50
3 года — 800−1000 слов
4 года — 1500−1900 слов
5 лет — 2200−2500 слов
Много ли слов у вашего ребёнка в активном словарном запасе? Легко ли ребёнок подбирает синонимы и антонимы, насколько точно понимает значения абстрактных терминов?
Нормы активного словарного запаса для ориентации:
1 год — 8−15 слов
2 года — знает 250−300 слов, использует около 50
3 года — 800−1000 слов
4 года — 1500−1900 слов
5 лет — 2200−2500 слов
Для расширения словарного запаса идеально подходит чтение книг (как художественных, так и научно-популярных), словесные игры (подбери антоним, придумай как можно больше слов на заданную букву, объясни загаданное слово, не называя его), совместный просмотр и обсуждение документальных фильмов.
Грамматический строй
Правильно ли ребёнок составляет предложения и словосочетания? Корректно ли согласует падежи, использует ли в речи сложные конструкции?
Грамматический строй тесно связан с развитием монологической и диалогической речи, и очень важен для успешного освоения ребёнком школьной программы.
Правильно ли ребёнок составляет предложения и словосочетания? Корректно ли согласует падежи, использует ли в речи сложные конструкции?
Грамматический строй тесно связан с развитием монологической и диалогической речи, и очень важен для успешного освоения ребёнком школьной программы.
Для развития этого навыка хорошо подходит техника пересказа (мультфильма, сказки, истории из жизни) и составления историй по картинке. Идеальное подспорье для занятий с дошкольниками и младшими школьниками — виммельбухи (книги-картинки), которые можно использовать как основу для историй, описаний и диалогов.
Интонационная культура речи
Насколько выразительно говорит ребёнок? Умеет ли управлять тембром, скоростью и громкостью голоса? Может ли интонацией передавать настроение и расставлять логические акценты?
Если ребёнок от природы не обладает яркой речью, это можно исправить с помощью игр из арсенала театральных студий.
Насколько выразительно говорит ребёнок? Умеет ли управлять тембром, скоростью и громкостью голоса? Может ли интонацией передавать настроение и расставлять логические акценты?
Если ребёнок от природы не обладает яркой речью, это можно исправить с помощью игр из арсенала театральных студий.
Разыгрывайте сценки, читайте детям «страшными» и «смешными» голосами, предложите ребёнку представить, как бы говорил самый сильный, самый добрый или самый весёлый человек в мире.
Как ещё мы можем помочь речевому развитию ребёнка:
Одна своевременная консультация может сэкономить годы потерянного времени!
- Расширяйте круг общения. Благоприятная среда — главный фактор становления речи, и чем больше различных манер и стилей слышит ребёнок, тем лучше.
- Не перехватывайте инициативу. Дайте ребёнку возможность подобрать слова и сформулировать свою мысль самостоятельно.
- Мягко корректируйте ошибки. Не одёргивайте и не ругайте ребёнка за ошибки, но обязательно исправляйте неточности и вместе проговаривайте верный вариант.
- Стимулируйте мелкую моторику ребёнка: лепите, вырезайте, играйте в пальчиковые игры и завязывайте шнурки.
- Не ждите, пока проблема станет острой, и обращайтесь за профессиональной помощью логопеда, чтобы увидеть зоны роста в речевом развитии ребёнка.
Одна своевременная консультация может сэкономить годы потерянного времени!