(звонок по России бесплатный)
Новости

С МАТЕМАТИКОЙ «ВСЁ СЛОЖНО»: ДЕВЯТЬ ПРИЧИН, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ РЕБЁНКУ ПОДРУЖИТЬСЯ С ТОЧНЫМИ НАУКАМИ

С МАТЕМАТИКОЙ «ВСЁ СЛОЖНО»: ДЕВЯТЬ ПРИЧИН, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ РЕБЁНКУ ПОДРУЖИТЬСЯ С ТОЧНЫМИ НАУКАМИ

Что мешает ребёнку быстро считать, легко развязывать задачи и не бояться синусов с косинусами? Рассказываем!
Начнём с неутешительного (для многих) факта от нейрофизиологов:

Никакого биологического деления на «физиков» и «лириков» нет.

Бывают случаи исключительной одарённости: в сфере математики, музыки, языков. Но так, чтобы «не дано тебе осилить школьную программу по математике» — увы и ах.

У проблем с математикой всегда есть причины! И это на самом деле хорошая новость, ведь с причинами можно (и нужно) работать.

Вот ДЕВЯТЬ самых распространённых причин, которые мешают ребёнку подружиться с математикой:
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) даёт ошибки «по невнимательности»: не перенёс знак на новую страницу, потерял цифру, не дочитал вопрос в задаче. Тут нет как таковой сложности с математикой как с предметом, но оценки от этого лучше не становятся.
Если в раннем детстве мы упустили формирование базовых категорий «больше-меньше», «выше-ниже», «справа-слева», а сразу начали учить цифры да ещё и пытаться считать в уме, то высока вероятность, что в школе будет сложно. Дело в том, что математика опирается на пространственное и абстрактное мышление, и если с ними трудности, то ребёнку крайне трудно представить числовую ось и оперировать объектами, которые нельзя пощупать.
Отсутствие самоконтроля — редко перепроверяет себя или делает это невнимательно. Не видит своих ошибок. Может долго смотреть на пример 2 + 2 ・3 и не поймёт, почему 12 — неправильный ответ. При этом одумается, если прервать его муки и спросить, помнит ли, какое действие выполняется первым.
Математика «любит» людей с цепкой памятью, им проще держать в голове правила выполнения операций, таблицу умножения, формулы. Если память «дырявая», жди проблем:

  • Не помнишь, сколько будет 7×8? Теряешь время на поиск ответа.
  • Не уверен, сколько градусов в прямом угле? Пока уточнил, пора контрольную сдавать.
У сложностей с точными науками могут быть физиологические причины:

  • в базальных ганглиях → будут «хромать» последовательности.
  • дискалькулия, связанная с особым строением теменной доли, → сложно выполнять математические операции
Диагностику этих состояний может выполнить только специалист, самим себе диагнозы ставить не нужно!
Импульсивность — сначала отвечает, потом думает. В домашней работе и на проверочных в классе всё решает с реактивной скоростью. Но в итоге допускает много «глупых» ошибок. Родители начинают дома выяснять и видят, что чадо сносно знает правила, шустро считает в уме, понимает задачи. Откуда тогда «двойка»? А ведь и правда может быть много причин: сосед по парте отвлекал, настроение было плохое, живот болел ещё что-то… Про то, что это особенность работы мозга, которую можно поправить, мало кто думает.
«Математическая тревожность» — состояние страха и скованности, когда речь заходит о цифрах, задачах и примерах.

Канадские учёные университета Вестерн провели полномасштабное исследование учеников 65 стран мира. Оказалось, что на математическую тревожность влияют индивидуальные особенности человека, окружающая обстановка и межличностные отношения. Если родители бурное реагируют на проблемы в школе, если в классе напряжённая обстановка на уроках математики, то может появиться тревожность.
Негативное отношение к предмету — если отношения с педагогом «не срослись», если вокруг предмета родители нагнетают атмосферу сложности и чрезмерной важности, дети начнут избегать всего, что связано с математикой.
Провал в базовых знаниях. Когда учишь историю, можно пропустить главу про Древний Египет, но «на отлично» рассказать про Великую французскую революцию. С математикой такой фокус не получится: если что-то пропустил, что-то не понял, то это незнание влияет на каждую задачку и каждый пример.

Поэтому, если тема даётся сложно, если много пропустили, в математике навёрстывать нужно обязательно!

Как родители могут помочь ребёнку:
▪️ Почаще интересуйтесь у ребенка, точно ли он понимает термины из учебника — «уменьшаемое», «вычитаемое», «числовой ряд» и т. п. Если не понимает, ищите способ объяснить это «на пальцах».

▪️ Пытайтесь вместе с учителем разобраться, почему у ребенка «не взлетает» какой-то предмет: какие ошибки чаще всего допускает, где тормозит, что не понимает.

▪️ Сделайте математику максимально наглядной: рисуйте пешеходов, идущих навстречу друг-другу, лепите объёмные фигуры из пластилина, делите на кучки фасоль, выясняя, будет остаток, или нет.

▪️ Пробуйте сами или привлекайте учителя/репетитора, чтобы ОБЪЯСНИТЬ ПО-ДРУГОМУ. Можно даже плясать и петь, если это поможет понять принцип.
Научный факт: чем дольше информация обрабатывается в оперативной памяти, тем лучше сохраняется в долговременной. Поэтому если хотим научиться лучше считать, не надо решать тонную примеров один за другим. Гораздо эффективнее решать один и тот же, но в разных условиях: например, с закрытыми глазами, стоя на балансире или играя при этом с мячом.
▪️ Все сделали и ничего не помогло — приходите на нейродиагностику и ЭЭГ, чтобы понять истинную причину математических трудностей. Это дешевле, чем тонны репетиторов в будущем. И точно гуманнее для нервной системы, чем истерики из-за «домашки» и «трояков» за контрольные.

Помним: любое занятие приносит удовольствие, только если мы чувствуем себя в нем успешными. Это и есть мотивация! Но когда ребенку всегда скучно, слишком сложно, непонятно, когда его «тычут» в неспособность и с сочувствием похлопывают по плечу, мол, будешь гуманитарием, — это не оставляет шансов полюбить предмет и убивает самооценку.
Made on
Tilda