С МАТЕМАТИКОЙ «ВСЁ СЛОЖНО»: ДЕВЯТЬ ПРИЧИН, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ РЕБЁНКУ ПОДРУЖИТЬСЯ С ТОЧНЫМИ НАУКАМИ
Что мешает ребёнку быстро считать, легко развязывать задачи и не бояться синусов с косинусами? Рассказываем!
Начнём с неутешительного (для многих) факта от нейрофизиологов:
Никакого биологического деления на «физиков» и «лириков» нет.
Бывают случаи исключительной одарённости: в сфере математики, музыки, языков. Но так, чтобы «не дано тебе осилить школьную программу по математике» — увы и ах.
У проблем с математикой всегда есть причины! И это на самом деле хорошая новость, ведь с причинами можно (и нужно) работать.
У проблем с математикой всегда есть причины! И это на самом деле хорошая новость, ведь с причинами можно (и нужно) работать.
Вот ДЕВЯТЬ самых распространённых причин, которые мешают ребёнку подружиться с математикой:
➊ СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) даёт ошибки «по невнимательности»: не перенёс знак на новую страницу, потерял цифру, не дочитал вопрос в задаче. Тут нет как таковой сложности с математикой как с предметом, но оценки от этого лучше не становятся.
➋ Если в раннем детстве мы упустили формирование базовых категорий «больше-меньше», «выше-ниже», «справа-слева», а сразу начали учить цифры да ещё и пытаться считать в уме, то высока вероятность, что в школе будет сложно. Дело в том, что математика опирается на пространственное и абстрактное мышление, и если с ними трудности, то ребёнку крайне трудно представить числовую ось и оперировать объектами, которые нельзя пощупать.
➌ Отсутствие самоконтроля — редко перепроверяет себя или делает это невнимательно. Не видит своих ошибок. Может долго смотреть на пример 2 + 2 ・3 и не поймёт, почему 12 — неправильный ответ. При этом одумается, если прервать его муки и спросить, помнит ли, какое действие выполняется первым.
➍ Математика «любит» людей с цепкой памятью, им проще держать в голове правила выполнения операций, таблицу умножения, формулы. Если память «дырявая», жди проблем:
- Не помнишь, сколько будет 7×8? Теряешь время на поиск ответа.
- Не уверен, сколько градусов в прямом угле? Пока уточнил, пора контрольную сдавать.
➎ У сложностей с точными науками могут быть физиологические причины:
- в базальных ганглиях → будут «хромать» последовательности.
- дискалькулия, связанная с особым строением теменной доли, → сложно выполнять математические операции
Диагностику этих состояний может выполнить только специалист, самим себе диагнозы ставить не нужно!
➏ Импульсивность — сначала отвечает, потом думает. В домашней работе и на проверочных в классе всё решает с реактивной скоростью. Но в итоге допускает много «глупых» ошибок. Родители начинают дома выяснять и видят, что чадо сносно знает правила, шустро считает в уме, понимает задачи. Откуда тогда «двойка»? А ведь и правда может быть много причин: сосед по парте отвлекал, настроение было плохое, живот болел ещё что-то… Про то, что это особенность работы мозга, которую можно поправить, мало кто думает.
➐ «Математическая тревожность» — состояние страха и скованности, когда речь заходит о цифрах, задачах и примерах.
Канадские учёные университета Вестерн провели полномасштабное исследование учеников 65 стран мира. Оказалось, что на математическую тревожность влияют индивидуальные особенности человека, окружающая обстановка и межличностные отношения. Если родители бурное реагируют на проблемы в школе, если в классе напряжённая обстановка на уроках математики, то может появиться тревожность.
Канадские учёные университета Вестерн провели полномасштабное исследование учеников 65 стран мира. Оказалось, что на математическую тревожность влияют индивидуальные особенности человека, окружающая обстановка и межличностные отношения. Если родители бурное реагируют на проблемы в школе, если в классе напряжённая обстановка на уроках математики, то может появиться тревожность.
➑ Негативное отношение к предмету — если отношения с педагогом «не срослись», если вокруг предмета родители нагнетают атмосферу сложности и чрезмерной важности, дети начнут избегать всего, что связано с математикой.
➒ Провал в базовых знаниях. Когда учишь историю, можно пропустить главу про Древний Египет, но «на отлично» рассказать про Великую французскую революцию. С математикой такой фокус не получится: если что-то пропустил, что-то не понял, то это незнание влияет на каждую задачку и каждый пример.
Поэтому, если тема даётся сложно, если много пропустили, в математике навёрстывать нужно обязательно!
Поэтому, если тема даётся сложно, если много пропустили, в математике навёрстывать нужно обязательно!
Как родители могут помочь ребёнку:
▪️ Почаще интересуйтесь у ребенка, точно ли он понимает термины из учебника — «уменьшаемое», «вычитаемое», «числовой ряд» и т. п. Если не понимает, ищите способ объяснить это «на пальцах».
▪️ Пытайтесь вместе с учителем разобраться, почему у ребенка «не взлетает» какой-то предмет: какие ошибки чаще всего допускает, где тормозит, что не понимает.
▪️ Сделайте математику максимально наглядной: рисуйте пешеходов, идущих навстречу друг-другу, лепите объёмные фигуры из пластилина, делите на кучки фасоль, выясняя, будет остаток, или нет.
▪️ Пробуйте сами или привлекайте учителя/репетитора, чтобы ОБЪЯСНИТЬ ПО-ДРУГОМУ. Можно даже плясать и петь, если это поможет понять принцип.
▪️ Пытайтесь вместе с учителем разобраться, почему у ребенка «не взлетает» какой-то предмет: какие ошибки чаще всего допускает, где тормозит, что не понимает.
▪️ Сделайте математику максимально наглядной: рисуйте пешеходов, идущих навстречу друг-другу, лепите объёмные фигуры из пластилина, делите на кучки фасоль, выясняя, будет остаток, или нет.
▪️ Пробуйте сами или привлекайте учителя/репетитора, чтобы ОБЪЯСНИТЬ ПО-ДРУГОМУ. Можно даже плясать и петь, если это поможет понять принцип.
Научный факт: чем дольше информация обрабатывается в оперативной памяти, тем лучше сохраняется в долговременной. Поэтому если хотим научиться лучше считать, не надо решать тонную примеров один за другим. Гораздо эффективнее решать один и тот же, но в разных условиях: например, с закрытыми глазами, стоя на балансире или играя при этом с мячом.
▪️ Все сделали и ничего не помогло — приходите на нейродиагностику и ЭЭГ, чтобы понять истинную причину математических трудностей. Это дешевле, чем тонны репетиторов в будущем. И точно гуманнее для нервной системы, чем истерики из-за «домашки» и «трояков» за контрольные.
Помним: любое занятие приносит удовольствие, только если мы чувствуем себя в нем успешными. Это и есть мотивация! Но когда ребенку всегда скучно, слишком сложно, непонятно, когда его «тычут» в неспособность и с сочувствием похлопывают по плечу, мол, будешь гуманитарием, — это не оставляет шансов полюбить предмет и убивает самооценку.