ВОСПИТАНИЕ ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОЛОГОВ
«Капризный», «избалованный», «нюня», «нытик» — каких только ярлыков не навешивают на гиперчувствительных детей!
Со стороны их поведение действительно кажется сплошным капризом:
🔻Свитер не надену — кусается.
🔻Колготки не хочу — спадают.
🔻На надо меня расчёсывать, мне больно!
🔻Не хочу на урок, там мел по доске Скрипит!
🔻Суп не буду — там плавает варёный лук.
🔻И сейчас суп не буду — я знаю, что там плавал варёный лук!
Но!
🔻Свитер не надену — кусается.
🔻Колготки не хочу — спадают.
🔻На надо меня расчёсывать, мне больно!
🔻Не хочу на урок, там мел по доске Скрипит!
🔻Суп не буду — там плавает варёный лук.
🔻И сейчас суп не буду — я знаю, что там плавал варёный лук!
Но!
Повышенная чувствительность — это особенность работы нервной системы, из-за которой человек крайне восприимчив к внешним раздражителям.
Это не прихоть и не баловство! Для гиперчувствительного человека внешние сигналы как будто проходят через усилитель, не реагировать на них просто невозможно. Явление это не редкое — по статистике гиперчувствительность встречается у каждого пятого.
Это состояние острее всего проявляется в детстве:
Гиперчувствительность нельзя «побороть»: с ней можно научиться жить, и огромная роль здесь отводится взрослым.
Это состояние острее всего проявляется в детстве:
- Дети более восприимчивы к прикосновениям чем взрослые, и их ведущий канал восприятия — тактильный. Поэтому ребёнок не выдумывает, когда жалуется на кусачий свитер: ему действительно неудобно.
- Дети еще не умеют дифференцировать восприятие. Дискомфорт в одном месте распространяется на всё тело. Сползли колготки, намокли варежки, натёрла этикетка — источник неудобства находится в одном месте, а ощущается так, будто везде.
Гиперчувствительность нельзя «побороть»: с ней можно научиться жить, и огромная роль здесь отводится взрослым.

Собрали рекомендации родителям гиперчувствительных детей. Используйте рекомендации сами, поделитесь ими с воспитателями, педагогами, взрослыми, которые контактируют с вашим ребёнком.
Воспитание
Одежда
Купание
Питание
- Не пытайтесь побороть гиперчувствительность дисциплиной или силой духа. Одевать ребёнка в самый кусачий свитер, чтобы «воспитать мужика», плести каждый день косы до пояса, ведь «ты же девочка, потерпишь ради красоты» — это не помощь, а издевательство.
- Не торопите гиперчувствительных детей. Чтобы найти комфортный для себя способ выполнения любой бытовой задачи, им нужно больше времени.
- С раннего возраста играйте в сенсорные игры: с крупами, водой, с ортоковриками. Любая сенсорная интеграция идёт на пользу.
- Будьте тактильными — комфортные объятия, массажики, поглаживания, приятные ребёнку — пусть они будут каждый день.
- Следите за общим энергоресурсом ребёнка. Переутомление, недосып, стресс — всё, что истощает и так уязвимую нервную систему, — усугубляет проявления гиперчувствительности.
Одежда
- Выбирайте вещи вместе с ребёнком, пусть пощупает, примерит, походит в свитере по магазину, потрогает колготки, «продегустирует» варежки.
- Срезайте и убирайте этикетки со внутренних швов.
- Не берите одежду «на вырост»: сползающие и болтающиеся вещи доставят ребёнку сильный дискомфорт.
- Натуральные ткани гиперчувствительным детям часто не по душе. Выбирайте смесовые: они мягче и приятнее к телу.
Купание
- Бережно калибруйте температуру. То, что для вас неощутимая разница, для малыша может быть принципиальным.
- Откажитесь от душа. Ванна с невысоким уровнем воды или таз воспринимаются детьми спокойнее.
- Не торопите ребёнка при контакте с водой. «Вымою, пока он не понял в чём дело» сработает раз или два, но потом ребёнок раскусит ваш план и станет хуже.
- Козырьки для купания частично решают проблему воды в лицо. Работает не у всех, но иногда помогает. Вместо лейки душа возьмите ковш.
- С детьми 2−3 лет можно попробовать купаться вместе, усадив ребёнка себе на ноги. Колени согнуты — ребёнок сидит, колени распрямляем — он ложится на воду, вы аккуратно моете голову.
Питание
- Первым делом важно исключить причины пищевой избирательности, которые не связаны с гиперчувствительностью: тревожность, недостаток ферментов, проблемы работы ЖКТ, дефициты нутриентов.
- Предлагайте ребёнку продукты не смешивая их: то, что ребёнок не сможет есть в виде салата, он может погрызть по отдельности.
- Экспериментируйте с толщиной нарезки, заправками, способом приготовления.
- Когда ребёнок подрос, привлекайте его к приготовлению пищи.
- Не настаивайте на том, чтобы ребенок ел то, что ему не по душе.