(звонок по России бесплатный)
Новости

ЛОГОНЕВРОЗЫ: КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ, КОТОРЫЙ ЗАИКАЕТСЯ

Полезная информация

ЛОГОНЕВРОЗЫ: КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ, КОТОРЫЙ ЗАИКАЕТСЯ

  • Ребенок «зависает» на одном звуке, тянет его (пролонгирует) и не может продолжить слово
  • многократно повторяет слог или целые слова в начале фразы
  • перед отдельными словами произносит лишние звуки — а, и
  • долго не может начать фразу, «мнется»

— всё это формы ЗАИКАНИЯ.

Особенно заметно проявляется, когда ребенок перевозбужден. Причем, источником этого состояния могут быть и позитивные, и негативные переживания. Для специалистов заикание — сигнал об ослабленной и уязвленной нервной системе.
Важно: заикание обычно связано с затруднениями на первый слог или на начало фразы. Когда ребенок заикается на последний слог, говорят о неистинном заикании. В этой ситуации может помочь даже прием препаратов магния.
С истинным же заиканием надо разбираться особым образом.

Зоны риска для возникновения заикания

— если ребенку свойственно что-то из перечисленного, есть вероятность речевого сбоя:

  • нервные, инфекционные и соматические заболевания, нарушающие работу центральной нервной системы
  • психологические особенности ребенка (тревожный, ранимый)
  • конституциональная предрасположенность: заболевание вегетативной нервной системы и особая подверженность психическим травмам из-за слабости нервной системы
  • наследственная отягощенность (врожденная слабость нервной системы)
  • поражение головного мозга в различные периоды развития

Наши физиологи подтверждают: у детей с заиканиями часто на ЭЭГ можно заметить неоптимальную работу некоторых отделов головного мозга. Для детей с такой «картиной» в принципе характерна склонность к невротизации.
Причины, которые запускают заикание

— спусковые механизм сбоя, события, после которых ребенок из зоны риска начинает заикаться:

  • истощение нервной системы в результате интоксикаций и заболеваний (ребенок не заикался, а после перенесенной болезни вдруг стал)
  • травмы
  • кратковременная психическая травма (испуг, страх)
  • длительная психическая травма: например, неправильная деспотичная или авторитарная стратегия воспитания или тяжелая атмосфера в семье
  • хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции
  • состояние сильного испуга или чрезмерной радости
  • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения
  • быстрая нервная речь родителей
Справиться с заиканием своими силами — не самая лучшая идея.

Чтобы не наломать дров, лучше подключать специалистов. Причем, работать по всем фронтам.

В том числе:

  • выяснять, почему нервная система слабая и как ее укреплять — это к нейропсихологам
  • отстраивать режим дня и оздоравливать атмосферу в семье
  • заниматься с логопедом, который специализируется на заиканиях
  • делать игровые логопедические упражнения

Собрали для вас упражнения, которые можно выполнять самостоятельно.

ЧТОБЫ ГОЛОС БЫЛ СИЛЬНЫМ И ЧИСТЫМ

*выполняйте упражнения по несколько подходов

▪️ Вдохнуть через нос. На выдохе произносить по очереди звуки -А и -М.

▪️ Вдохнуть через нос. На одном выдохе разом выдать — МА-МО-МУ. Затем тоже самое с звуками МИ-МЭ-МЫ. После можно повторить это упражнение с согласной -Н — НА-НО-НУ и НИ-НЭ-НЫ.

▪️ Вдох, а на одном выдохе: ЖЖЖЖ-ЗЗЗЗ-НЬНЬНЬ.

▪️ Упражнение «ВЕРНЫЙ ДРУГ»: представим, что на прогулке в лесу от нас убежала собака. Придумайте ей имя и попросите ребенка позвать её три раза: сначала будто издалека, потом чуть ближе и затем совсем рядом.

▪️ «АРОМАТ» — дайте ребенку понюхать цветок или надушенный платочек. На выдохе нужно медленно, спокойно и по слогам сказать слово «хо-ро-шо». Когда увидите, что получается, попробуйте усложнить — на выдохе говорим фразу подлиннее «как хорошо», «очень хорошо», «очень вкусно пахнет».

ЧТОБЫ ВОЗДУХ НЕ ЗАСТРЕВАЛ НА ЯЗЫКЕ

*упражнения помогают настроить речевое дыхание

▪️ «ДЫШИМ ХОРОШО»: ребенок ложится на спину и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Нужно сконцентрироваться на глубине дыхания. Медленный вдох и выдох. Живот при этом поднимается и опускается.

▪️ «ЛОПНУВШАЯ ШИНА»: разводим руки широко перед собой. На вдохе нужно медленно произнести

-ШШШшшшш-

Будто сдувается шина — при этом руки скрещиваем: правая рука на левое плечо и наоборот. Грудная клетка сжимается на выдохе.

▪️ «ШАРИК»: аналогично, только изображаем лопнувший шарик со звуком

-ФФФФфффф-

▪️ «ЖУК»: руки развести в стороны и отвести слегка назад. На выдохе опускаем руки и произносим

-ЖЖЖЖжжжжж-

ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ ТИШИНУ

*игры-молчанки помогают снять напряжение и успокоить возбужденного ребенка

▪️ «ЧАСЫ»: поставьте на видное место песочные часы. И объявите ребенку, что язычок устал — ему нужен отдых. Пока песок сыпется, можно заниматься чем угодно: рисовать, собирать пазл, клеить. Лишь бы молча! Коллективный вариант игры тоже есть — кто дольше промолчит.

▪️ «ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»: играем в сказочный город, в котором живет добрый и дружелюбный великан. Он хороший, но с великанами всё же шутки плохи. Поэтому когда он спит, все жители города соблюдают тишину. Можно объявить ребенку, что он в этом городе почетный стражник тишины — охраняет сон великана.

У игр-молчанок много сюжетов — придумывайте любой, исходя из интересов ребенка.
Made on
Tilda