ЛОГОНЕВРОЗЫ: КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ, КОТОРЫЙ ЗАИКАЕТСЯ
- Ребенок «зависает» на одном звуке, тянет его (пролонгирует) и не может продолжить слово
- многократно повторяет слог или целые слова в начале фразы
- перед отдельными словами произносит лишние звуки — а, и
- долго не может начать фразу, «мнется»
— всё это формы ЗАИКАНИЯ.
Особенно заметно проявляется, когда ребенок перевозбужден. Причем, источником этого состояния могут быть и позитивные, и негативные переживания. Для специалистов заикание — сигнал об ослабленной и уязвленной нервной системе.
Важно: заикание обычно связано с затруднениями на первый слог или на начало фразы. Когда ребенок заикается на последний слог, говорят о неистинном заикании. В этой ситуации может помочь даже прием препаратов магния.
С истинным же заиканием надо разбираться особым образом.
Зоны риска для возникновения заикания
— если ребенку свойственно что-то из перечисленного, есть вероятность речевого сбоя:
Наши физиологи подтверждают: у детей с заиканиями часто на ЭЭГ можно заметить неоптимальную работу некоторых отделов головного мозга. Для детей с такой «картиной» в принципе характерна склонность к невротизации.
— если ребенку свойственно что-то из перечисленного, есть вероятность речевого сбоя:
- нервные, инфекционные и соматические заболевания, нарушающие работу центральной нервной системы
- психологические особенности ребенка (тревожный, ранимый)
- конституциональная предрасположенность: заболевание вегетативной нервной системы и особая подверженность психическим травмам из-за слабости нервной системы
- наследственная отягощенность (врожденная слабость нервной системы)
- поражение головного мозга в различные периоды развития
Наши физиологи подтверждают: у детей с заиканиями часто на ЭЭГ можно заметить неоптимальную работу некоторых отделов головного мозга. Для детей с такой «картиной» в принципе характерна склонность к невротизации.
Причины, которые запускают заикание
— спусковые механизм сбоя, события, после которых ребенок из зоны риска начинает заикаться:
— спусковые механизм сбоя, события, после которых ребенок из зоны риска начинает заикаться:
- истощение нервной системы в результате интоксикаций и заболеваний (ребенок не заикался, а после перенесенной болезни вдруг стал)
- травмы
- кратковременная психическая травма (испуг, страх)
- длительная психическая травма: например, неправильная деспотичная или авторитарная стратегия воспитания или тяжелая атмосфера в семье
- хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции
- состояние сильного испуга или чрезмерной радости
- неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения
- быстрая нервная речь родителей
Справиться с заиканием своими силами — не самая лучшая идея.
Чтобы не наломать дров, лучше подключать специалистов. Причем, работать по всем фронтам.
В том числе:
Собрали для вас упражнения, которые можно выполнять самостоятельно.
Чтобы не наломать дров, лучше подключать специалистов. Причем, работать по всем фронтам.
В том числе:
- выяснять, почему нервная система слабая и как ее укреплять — это к нейропсихологам
- отстраивать режим дня и оздоравливать атмосферу в семье
- заниматься с логопедом, который специализируется на заиканиях
- делать игровые логопедические упражнения
Собрали для вас упражнения, которые можно выполнять самостоятельно.
ЧТОБЫ ГОЛОС БЫЛ СИЛЬНЫМ И ЧИСТЫМ
*выполняйте упражнения по несколько подходов
▪️ Вдохнуть через нос. На выдохе произносить по очереди звуки -А и -М.
▪️ Вдохнуть через нос. На одном выдохе разом выдать — МА-МО-МУ. Затем тоже самое с звуками МИ-МЭ-МЫ. После можно повторить это упражнение с согласной -Н — НА-НО-НУ и НИ-НЭ-НЫ.
▪️ Вдох, а на одном выдохе: ЖЖЖЖ-ЗЗЗЗ-НЬНЬНЬ.
▪️ Упражнение «ВЕРНЫЙ ДРУГ»: представим, что на прогулке в лесу от нас убежала собака. Придумайте ей имя и попросите ребенка позвать её три раза: сначала будто издалека, потом чуть ближе и затем совсем рядом.
▪️ «АРОМАТ» — дайте ребенку понюхать цветок или надушенный платочек. На выдохе нужно медленно, спокойно и по слогам сказать слово «хо-ро-шо». Когда увидите, что получается, попробуйте усложнить — на выдохе говорим фразу подлиннее «как хорошо», «очень хорошо», «очень вкусно пахнет».
*выполняйте упражнения по несколько подходов
▪️ Вдохнуть через нос. На выдохе произносить по очереди звуки -А и -М.
▪️ Вдохнуть через нос. На одном выдохе разом выдать — МА-МО-МУ. Затем тоже самое с звуками МИ-МЭ-МЫ. После можно повторить это упражнение с согласной -Н — НА-НО-НУ и НИ-НЭ-НЫ.
▪️ Вдох, а на одном выдохе: ЖЖЖЖ-ЗЗЗЗ-НЬНЬНЬ.
▪️ Упражнение «ВЕРНЫЙ ДРУГ»: представим, что на прогулке в лесу от нас убежала собака. Придумайте ей имя и попросите ребенка позвать её три раза: сначала будто издалека, потом чуть ближе и затем совсем рядом.
▪️ «АРОМАТ» — дайте ребенку понюхать цветок или надушенный платочек. На выдохе нужно медленно, спокойно и по слогам сказать слово «хо-ро-шо». Когда увидите, что получается, попробуйте усложнить — на выдохе говорим фразу подлиннее «как хорошо», «очень хорошо», «очень вкусно пахнет».
ЧТОБЫ ВОЗДУХ НЕ ЗАСТРЕВАЛ НА ЯЗЫКЕ
*упражнения помогают настроить речевое дыхание
▪️ «ДЫШИМ ХОРОШО»: ребенок ложится на спину и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Нужно сконцентрироваться на глубине дыхания. Медленный вдох и выдох. Живот при этом поднимается и опускается.
▪️ «ЛОПНУВШАЯ ШИНА»: разводим руки широко перед собой. На вдохе нужно медленно произнести
-ШШШшшшш-
Будто сдувается шина — при этом руки скрещиваем: правая рука на левое плечо и наоборот. Грудная клетка сжимается на выдохе.
▪️ «ШАРИК»: аналогично, только изображаем лопнувший шарик со звуком
-ФФФФфффф-
▪️ «ЖУК»: руки развести в стороны и отвести слегка назад. На выдохе опускаем руки и произносим
-ЖЖЖЖжжжжж-
*упражнения помогают настроить речевое дыхание
▪️ «ДЫШИМ ХОРОШО»: ребенок ложится на спину и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Нужно сконцентрироваться на глубине дыхания. Медленный вдох и выдох. Живот при этом поднимается и опускается.
▪️ «ЛОПНУВШАЯ ШИНА»: разводим руки широко перед собой. На вдохе нужно медленно произнести
-ШШШшшшш-
Будто сдувается шина — при этом руки скрещиваем: правая рука на левое плечо и наоборот. Грудная клетка сжимается на выдохе.
▪️ «ШАРИК»: аналогично, только изображаем лопнувший шарик со звуком
-ФФФФфффф-
▪️ «ЖУК»: руки развести в стороны и отвести слегка назад. На выдохе опускаем руки и произносим
-ЖЖЖЖжжжжж-
ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ ТИШИНУ
*игры-молчанки помогают снять напряжение и успокоить возбужденного ребенка
▪️ «ЧАСЫ»: поставьте на видное место песочные часы. И объявите ребенку, что язычок устал — ему нужен отдых. Пока песок сыпется, можно заниматься чем угодно: рисовать, собирать пазл, клеить. Лишь бы молча! Коллективный вариант игры тоже есть — кто дольше промолчит.
▪️ «ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»: играем в сказочный город, в котором живет добрый и дружелюбный великан. Он хороший, но с великанами всё же шутки плохи. Поэтому когда он спит, все жители города соблюдают тишину. Можно объявить ребенку, что он в этом городе почетный стражник тишины — охраняет сон великана.
У игр-молчанок много сюжетов — придумывайте любой, исходя из интересов ребенка.
*игры-молчанки помогают снять напряжение и успокоить возбужденного ребенка
▪️ «ЧАСЫ»: поставьте на видное место песочные часы. И объявите ребенку, что язычок устал — ему нужен отдых. Пока песок сыпется, можно заниматься чем угодно: рисовать, собирать пазл, клеить. Лишь бы молча! Коллективный вариант игры тоже есть — кто дольше промолчит.
▪️ «ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»: играем в сказочный город, в котором живет добрый и дружелюбный великан. Он хороший, но с великанами всё же шутки плохи. Поэтому когда он спит, все жители города соблюдают тишину. Можно объявить ребенку, что он в этом городе почетный стражник тишины — охраняет сон великана.
У игр-молчанок много сюжетов — придумывайте любой, исходя из интересов ребенка.