Миф? Плохое воспитание? Характер? Разбираем, что такое СДВ (Г) и что нужно знать о нём всем без сключения взрослым.
Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности относится к расстройствам нервной системы. Синдром входит в Международную классификацию болезней и имеет под собой нейрофизиологическую основу.
Его появление обусловлено:
С подтвержденным диагнозом по мировой статистике живёт от 2 до 12% населения, но этот показатель сильно разниться от страны к стране, потому что в некоторых странах проявления синдрома всё ещё списывают на проблемы воспитания. Далеко ходить не нужно: официальных данных по детям с СДВ (Г) в России не найти и до сих пор многие просто считают таких детей «неудобными».
- генетикой, тяжелым течением беременности или родов
- особой регуляцией нейромедиатора норадреналина
- недостатком дофамина
- медленно созревающей префронтальной корой
- по статистике, в 60% случаев признаки СДВГ сохраняются и во взрослом возрасте.
С подтвержденным диагнозом по мировой статистике живёт от 2 до 12% населения, но этот показатель сильно разниться от страны к стране, потому что в некоторых странах проявления синдрома всё ещё списывают на проблемы воспитания. Далеко ходить не нужно: официальных данных по детям с СДВ (Г) в России не найти и до сих пор многие просто считают таких детей «неудобными».
ВАЖНО:
✳️ СДВГ — это не про интеллект. Хотя часто на такого ребенка несправедливо вешается ярлык умственно отсталого.
✳️ Дети бывают невнимательными и без синдрома. Активность может быть чертой характера. СДВГ видно по некоторым обязательным факторам.
✳️ Даже если синдрома нет, но вы видите, что у ребенка есть трудности с обучением, общением, поведением — ищите способ с этим справиться. Проблемы правильнее решать, а не терпеть.
✳️ Дети бывают невнимательными и без синдрома. Активность может быть чертой характера. СДВГ видно по некоторым обязательным факторам.
✳️ Даже если синдрома нет, но вы видите, что у ребенка есть трудности с обучением, общением, поведением — ищите способ с этим справиться. Проблемы правильнее решать, а не терпеть.
КАК ОТЛИЧИТЬ СДВГ ОТ «ПРОСТО ТАКОЙ ХАРАКТЕР»
— критерии синдрома, без которых опросники, наблюдения за поведением и замечания посторонних — просто звук.
Ребенок ТАКОЙ всегда:
он не стал невнимательным, медлительным или гиперактивным ВДРУГ («в начальной школе был отличником, а к пятому классу началось…»). Проявления синдрома для ребенка — часть его повседневной жизни. На них не влияет сезон, день недели и настроение.
Ребенок явно выделяется среди сверстников:
все дети в какой-то степени невнимательны, многие из них копуши, «сорвиголов» тоже хватает в классах и на детских площадках. Но ребенок с истинным СДВГ среди них просто король невнимательности и гиперактивности
Ураган накрывает ВСЕ СТОРОНЫ жизни:
ребенок одинаково импульсивен, невнимателен, нетерпелив и в школе, и дома. В гостях, в театре, в машине по дороге к морю — он нигде не изменяет своим принципам и привычкам.
Настоящий синдром МЕШАЕТ:
черты характера мы принимаем как данность, как милую особенность. Мы готовы с ними мириться. С СДВГ мириться невозможно — он снижает качество жизни ребенка и семьи. На ребенка жалуются учителя, с ним не могут дружить другие дети, вам сложно договориться. Вы ловите себя на мысли, что приходится терпеть.
Существует несколько типов синдрома и его проявлений. Но прежде чем начнете «искать в симптомах» своего ребенка, запомните главное:
Ребенок ТАКОЙ всегда:
он не стал невнимательным, медлительным или гиперактивным ВДРУГ («в начальной школе был отличником, а к пятому классу началось…»). Проявления синдрома для ребенка — часть его повседневной жизни. На них не влияет сезон, день недели и настроение.
Ребенок явно выделяется среди сверстников:
все дети в какой-то степени невнимательны, многие из них копуши, «сорвиголов» тоже хватает в классах и на детских площадках. Но ребенок с истинным СДВГ среди них просто король невнимательности и гиперактивности
Ураган накрывает ВСЕ СТОРОНЫ жизни:
ребенок одинаково импульсивен, невнимателен, нетерпелив и в школе, и дома. В гостях, в театре, в машине по дороге к морю — он нигде не изменяет своим принципам и привычкам.
Настоящий синдром МЕШАЕТ:
черты характера мы принимаем как данность, как милую особенность. Мы готовы с ними мириться. С СДВГ мириться невозможно — он снижает качество жизни ребенка и семьи. На ребенка жалуются учителя, с ним не могут дружить другие дети, вам сложно договориться. Вы ловите себя на мысли, что приходится терпеть.
Существует несколько типов синдрома и его проявлений. Но прежде чем начнете «искать в симптомах» своего ребенка, запомните главное:
Гиперактивный ребёнок больше всего изводит сам себя. У его мозга не остается ресурсов для обучения и развития. Поэтому ребёнка нужно заземлить, помочь ему сбавить обороты.
ТИПЫ СИНДРОМА
Гиперактивно-импульсивный
— ставится, если поведение ребенка соответствует шести из девяти описанных симптомов
— ставится, если поведение ребенка соответствует шести из девяти описанных симптомов
- часто ерзает, качает ногами, постукивает руками
- часто встает со своего места в классе во время урока или в других подобных ситуациях (например, в театре, на приеме у доктора, на занятиях)
- часто бегает, суетится, карабкается куда-то в ситуациях, когда это явно неуместно
- не умеет играть спокойно, всячески избегает таких игр и занятий
- создается впечатление, что внутри ребенка — моторчик (он постоянно в движении)
- чрезмерно болтлив
- выпаливает ответ, даже не дослушав вопрос
- не умеет дожидаться своей очереди
- перебивает, нарушает личные границы (такие дети без стеснения берут чужие вещи, открывают без спроса шкафы в гостях, проверяют сумки, у подростков и взрослых этот симптом проявляется в неистребимой привычке вмешиваться и брать на себя чужие обязанности).
Невнимательность (СДВ)
— ставится, если поведение ребенка соответствует шести из девяти описанных симптомов
— ставится, если поведение ребенка соответствует шести из девяти описанных симптомов
- упускает важные детали, не видит нюансов, допускает ошибки по невнимательности (например, если спросить, то окажется, что правило написания знает, но контролировать это на письме не может)
- не в состоянии высидеть и половины урока, не отвлекаясь; не любит продолжительных игр, не досматривает длинные фильмы
- создается впечатление, что ребенок пропускает сказанное мимо ушей, ему приходится все повторять несколько раз
- не умеет соблюдать правила и выполнять инструкции (берется за какое-то дело, но быстро теряет к нему интерес, сбивается)
- испытывает трудности с планированием и организацией (в вещах бардак, школьные предметы неаккуратные, не следит за временем)
- часто теряет вещи
- всячески избегает занятий, где от его требуются умственные усилия (решение задач, квесты, интеллектуальные настольные игры, головоломки)
- легко отвлекается на посторонние раздражители (шум за окном, звук телевизора, разговор родителей или соседа по парте)
- забывчив в повседневных делах
Дефицит внимания + Гиперактивность (СДВГ)
Это комбинированный вариант – то есть у ребенка по шесть устойчивых признаков из каждого типа.
Если попытаться несколькими словами описать каждый тип, то получится примерно так:
Гиперактивный тип: шумный, суетливый, беспокойный, болтливый, импульсивный, разрушительный.
Невнимательный тип: «поспешил – людей насмешил», мечтательный, копуша, неорганизованный, ленивый, растяпа (положить шапку в холодильник, искать телефон, разговаривая по нему – это их история).
Комбинированный тип: человек, который «сорвал куш» из всего описанного выше.
Это комбинированный вариант – то есть у ребенка по шесть устойчивых признаков из каждого типа.
Если попытаться несколькими словами описать каждый тип, то получится примерно так:
Гиперактивный тип: шумный, суетливый, беспокойный, болтливый, импульсивный, разрушительный.
Невнимательный тип: «поспешил – людей насмешил», мечтательный, копуша, неорганизованный, ленивый, растяпа (положить шапку в холодильник, искать телефон, разговаривая по нему – это их история).
Комбинированный тип: человек, который «сорвал куш» из всего описанного выше.
Важно понимать, что СДВ (Г) — не сезонная простуда, взять и «вылечить» не получится. Но можно организовать жизнь ребёнка и семьи так, чтобы компенсировать нежелательные проявления и уменьшить их негативное влияние.
Стратегия помощи:
- Идем на ЭЭГ к хорошему физиологу, консультируемся с нейропсихологом, чтобы получить детальную картину ситуации и индивидуальный маршрут помощи.
- В жизни на постоянной и регулярной основе должны быть спорт, физкультура, фитнес, пешие прогулки — это действительно работает.
- Питание и работа гормонов. Диагностируем и восполняем дефициты витаминов и элементов: важно проверить уровень ферритина, магния, цинка, витамина D.
- Снижаем уровень многозадачности.
- Учитесь сами и учите детей расслабляться.
Чтобы справиться с СДВГ, нужна комплексная работа по всем фронтам: нейрокоррекция, режим и питание, атмосфера дома. В некоторых случаях — препараты (их назначает строго специалист, всегда индивидуально, никакой самодеятельности).