«К ШКОЛЕ ГОТОВ!»: КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Какой в норме должна быть речь ребёнка, который готов к школе?
Давайте разберём «ингредиенты» сформированной речи ребёнка 6−7 лет:
Давайте разберём «ингредиенты» сформированной речи ребёнка 6−7 лет:
- Фонематический слух, фонематический анализ: может выделить звук в начале, середине или конце слова.
- Просодика (интонационно- выразительный окрас речи: тембр, сила голоса, умение употреблять интонационные ударения, паузы и др.)
- Звукопроизношение (правильно произносит все звуки родного языка).
- Слоговая структура слова.
- Лексика (словарный запас: без труда может выразить мысль, описать предмет или явление, задать вопрос). В речи дошкольника не должно быть незаконченных фраз и предложений.
- Грамматика (словообразование, словоизменение, согласование слов в речи и др.).
- Связная речь (рассказ по картинкам, пересказ и др.).
- Оптико-пространственные представления (правильное использование пространственных предлогов).
- Графомоторный навык.
Самостоятельно оценить, насколько сформированы все эти аспекты, родители не могут, поэтому так важно за год до школы пройти с ребёнком логопедическую диагностику.
На что будет смотреть логопед на диагностике?
Умение ребёнка ориентироваться в грамматических категориях:
Обследование связной речи. Может ли ребёнок развёрнуто ответить на вопросы и составить рассказ о себе.
Составление предложений по картинкам. Составление предложений по опорным словам.
Составление рассказа по описанию игрушки.
Умение ребёнка ориентироваться в грамматических категориях:
- Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар).
- Единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут).
- Настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал).
- Формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал — нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу).
- Нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка).
- Предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?).
Обследование связной речи. Может ли ребёнок развёрнуто ответить на вопросы и составить рассказ о себе.
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твою маму?
- Как зовут твоего папу?
- Есть ли у тебя брат, сестра?
- Кто старше (младше)?
- Кто еще с тобой живет?
- Какая твоя любимая игрушка?
- С кем ты подружился в детском саду?
Составление предложений по картинкам. Составление предложений по опорным словам.
Составление рассказа по описанию игрушки.
Пройти логопедическую диагностику со специалистами нашего центра можно очно и онлайн!