Миллион проблем — больших и маленьких — поджидают родителей на пути взросления ребёнка. С какими-то из них справляются интуитивно, методом проб и ошибок. Но бывет так, что родители видят: есть проблема, но как к ней подступиться, — не понятно.
- Гиперактивность
- задержка развития речи
- навязчивые движения
- тревожные состояния
- истерики
- трудности в коммуникации
- …и еще много ситуаций, в которых родителям нужна профессиональная поддержка.
Но к какому специалисту лучше обратиться — психологу или нейропсихологу? 🤔
Решение зависит от того, в какой сфере лежит причина проблемы — психологической или физиологической.
Причин может быть много, но каждая требует своих методов коррекции.
К решению любой проблемы в поведении ребёнка надо подходить системно. Психолог может безрезультатно биться над проблемой, пока не учтёт физиологический аспект.
Задача любого специалиста — выставить дифференцированный диагноз. Например, ребёнок гиперактивный. Нужно узнать это истинная гиперактивность или она имеет компенсаторный характер. В каждом случае применяется свой подход к коррекции поведения.
Первичнее всегда пойти к нейропсихологу. От того, в какой области кроется причина, зависит маршрут коррекции и выбор индивидуальных или групповых занятий с другими специалистами: психолог, тренер по ОФП, педагог.
Нейропсихолог создает почву, а психолог сеет семена. Часто этот процесс идет параллельно.
К решению любой проблемы в поведении ребёнка надо подходить системно. Психолог может безрезультатно биться над проблемой, пока не учтёт физиологический аспект.
Задача любого специалиста — выставить дифференцированный диагноз. Например, ребёнок гиперактивный. Нужно узнать это истинная гиперактивность или она имеет компенсаторный характер. В каждом случае применяется свой подход к коррекции поведения.
Первичнее всегда пойти к нейропсихологу. От того, в какой области кроется причина, зависит маршрут коррекции и выбор индивидуальных или групповых занятий с другими специалистами: психолог, тренер по ОФП, педагог.
- Вначале убираем физиологическую причину
- Затем выращиваем адекватные поведенческие стереотипы, создаем новые нейронные связи.
Нейропсихолог создает почву, а психолог сеет семена. Часто этот процесс идет параллельно.
Вам точно надо обратиться к нейропсихологу, если у ребёнка:
✴ Проблемы со сном: плохо засыпает, просыпается среди ночи, проверяет маму, плачет, кричит, не понимает, что проснулся, не спит без родителей. Ночные кошмары, энурез. Ранний отказ от дневного сна.
✴ Задержка развития речи, заикания, логоневрозы
✴ Истерики
✴ Тики, навязчивые движения
✴ Дневное недержание мочи, кала
✴ Трудности в поведении, агрессия, импульсивность, высокая тревожность, непослушание, не слышит с первого раза.
✴ Высокая тревожность, сложно адаптироваться (детский сад, школа, знакомства)
✴ Трудности контакта со сверстниками, нарушение социальных границ, неуместное поведение и эмоциональные реакции. Инфантильность, эмоциональная наивность, нет чувства юмора.
✴ Агрессивное, навязчивое отношение к животным.
✴ Зацикливание на определённом действии, интересе, хобби, деятельности, состоянии. Болезненная ритуальность, хождение на носочках.
✴ Сложности в игре по правилам, конфликтность, неумение идти на компромисс.
✴ Трудности самоорганизации, планирования. Гиперактивность, повышенная болтливость.
✴ Высокая чувствительность нервной системы. Утомляемость, быстрое перевозбуждение. Гиперчувствительность к одежде, истерики при мытье головы.
✴ Вредные навязчивые привычки: грызет ногти, кусает карандаши, воротники, ковыряет кутикул, родинок в носу, накручивает волосы. Неусидчивый.
✴ Трудности обучения: сложно запомнить буквы, цифры, плохо читает, пишет, считает, пересказывает. Успеваемость волнообразная, нет мотивации к учебе.
✴ Трудности произношения звуков.
✴ Аутичный спектр, умственная отсталость, ДЦП.
✴ Задержка развития речи, заикания, логоневрозы
✴ Истерики
✴ Тики, навязчивые движения
✴ Дневное недержание мочи, кала
✴ Трудности в поведении, агрессия, импульсивность, высокая тревожность, непослушание, не слышит с первого раза.
✴ Высокая тревожность, сложно адаптироваться (детский сад, школа, знакомства)
✴ Трудности контакта со сверстниками, нарушение социальных границ, неуместное поведение и эмоциональные реакции. Инфантильность, эмоциональная наивность, нет чувства юмора.
✴ Агрессивное, навязчивое отношение к животным.
✴ Зацикливание на определённом действии, интересе, хобби, деятельности, состоянии. Болезненная ритуальность, хождение на носочках.
✴ Сложности в игре по правилам, конфликтность, неумение идти на компромисс.
✴ Трудности самоорганизации, планирования. Гиперактивность, повышенная болтливость.
✴ Высокая чувствительность нервной системы. Утомляемость, быстрое перевозбуждение. Гиперчувствительность к одежде, истерики при мытье головы.
✴ Вредные навязчивые привычки: грызет ногти, кусает карандаши, воротники, ковыряет кутикул, родинок в носу, накручивает волосы. Неусидчивый.
✴ Трудности обучения: сложно запомнить буквы, цифры, плохо читает, пишет, считает, пересказывает. Успеваемость волнообразная, нет мотивации к учебе.
✴ Трудности произношения звуков.
✴ Аутичный спектр, умственная отсталость, ДЦП.
К психологу стоит обратиться, когда:
◾ заметили резкое изменение в поведении ребенка
◾ резко ухудшилась успеваемость в школе
◾ наблюдаете агрессивность, хотя кризис возраста уже миновал
◾ ребёнка не покидают различные страхи
◾ ребёнок чрезмерно застенчив и критичен к себе
◾ планируете переезд или переехали на новое место жительства
◾ изменился состав семьи: кто-то умер, ушёл, планируется пополнение
◾ чувствуете, что теряете контакт, и не знаете как найти общий язык
◾ хотите выяснить сильные и слабые стороны ребёнка
◾ появились сложности в коллективе, ребёнок не может найти друзей и установить надёжные товарищеские отношения
◾ резко ухудшилась успеваемость в школе
◾ наблюдаете агрессивность, хотя кризис возраста уже миновал
◾ ребёнка не покидают различные страхи
◾ ребёнок чрезмерно застенчив и критичен к себе
◾ планируете переезд или переехали на новое место жительства
◾ изменился состав семьи: кто-то умер, ушёл, планируется пополнение
◾ чувствуете, что теряете контакт, и не знаете как найти общий язык
◾ хотите выяснить сильные и слабые стороны ребёнка
◾ появились сложности в коллективе, ребёнок не может найти друзей и установить надёжные товарищеские отношения
Главное: вы не должны справляться в одиночку!
Обратиться за помощью — это не слабость, а зрелая ответственная позиция.
Мы рядом и готовы подсказать, помочь и направить в любой ситуации!